Крымская история продолжается

Марина ПуримНезадолго до годовщины присоединения Крыма к России полуостров попал под зарубежные санкции, которые журналисты уже окрестили технологическим бойкотом. Visa отключила российские банки, работающие в Крыму. Приостановила там свою деятельность компания MasterСard. Коснулись санкции и доменной сферы. Компания GoDaddy, один из крупнейших в мире доменных регистраторов, решила отозвать у крымчан домены и прекратить их обслуживание с 31 января 2015 года (а сами домены потом выставить на торги). Такой беспрецедентный шаг грозил владельцам ресурсов потерять и площадки, и контент, размещенный на них. Причем коснуться это должно было не только жителей Крыма, но и тех пользователей, контактная информация которых тем или иным образом выдает их принадлежность к Крыму.

Примеру GoDaddy последовала российская компания «101домен регистрация доменов», которая пользуется техническими мощностями американского партнера 101Domain Inc. Присоединилась к ним хостинг-компания iPipe.

Домены – на родину

Министерство связи после этих событий предложило тем, у кого есть домены в зарубежных зонах, перенести их в российские компании, чтобы избежать одностороннего прекращения работы доменов. По сравнению с декабрем 2014 года в январе 2015 года в RU-CENTER зафиксировали трехкратный рост числа переносов на поддержку к регистратору доменов, зарегистрированных в международных доменных зонах.

Отключение крымских доменов американскими регистраторами нарушает права пользователей на равный доступ к информации и дискредитирует механизмы управления Интернетом. Об этом заявила Юлия Еланская, замдиректора департамента международного сотрудничества Минкомсвязи, на заседании правительственного комитета ICANN (GAC) на 52-ой конференции ICANN. Она также напомнила, что именно в Америке находится организация, которая регулирует доменное пространство во всем мире.

Предыстория этих интернет-событий такова: в конце прошлого года президент США Барак Обама распорядился ограничить инвестирование в Крым и экспорт туда американских товаров. «Распоряжение запрещает экспорт товаров, технологий или услуг в Крым и запрещает импорт товаров, технологий или услуг из Крыма, а также запрещает осуществлять новые инвестиции в Крым», – подчеркивалось в заявлении. Если исчезновение с полок условных чипсов мало волновало население, то вокруг технологических компаний было много шума.

Крымчане должны лишиться возможности покупать технику Apple, Bose, Dell, HP, Nvidia и других компаний, а также теоретически гаджетов, в основе которых есть американские детали, например, процессоры Qualcomm и Intel.

Остались без айфонов

В первую очередь резонанс в СМИ получила новость о том, что Apple прекратила поставлять в Крым свою технику. Рассылку о прекращении торговли товарами Apple на полуострове получили российские ритейлеры, работающие с компанией, включая тех, у которых магазинов в новой части России нет. На сайте Apple сейчас отображается три центра продаж в Крыму.

Нюанс в том, что техника из Купертино и раньше не пользовалась в Крыму популярностью ввиду низких доходов жителей (за последний iPhone молодому крымчанину придется отдать в лучшем случае 2 зарплаты, а то и все 4). Там также невелик процент тех, кто привык платить за программное обеспечение. А те, кто таки проникся ценностью американского бренда, обычно покупали технику не в Крыму, а за его пределами по более привлекательным ценам. Так что трагический эффект от отказа в официальном сотрудничестве с Крымом со стороны Apple сильно преувеличен.

Глава Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев назвал смешными решения компании Apple, связанные с запретом поставок своей продукции в Крым и отключением жителей полуострова от онлайн-магазина приложений. По его мнению, эти решения не помешают поставкам продукции Apple из соседних регионов РФ, например, из ближайшего Новороссийска.

Одна жительница Крыма собралась подать в суд на Apple: она купила iPad в Украине и переехала на полуостров, из-за чего лишилась возможности скачивать программы на новое устройство. Адвокаты пользователя говорили о том, что производитель обязан обеспечивать техническое обслуживание устройства, не ограничивая организации по месту их нахождения.

Организация «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) обратилась в суд с иском к Apple в защиту неопределенного круга потребителей. ОПИ считает незаконным отказ Apple осуществлять продажу своей продукции и предоставлять услуги, относящиеся к продукции Apple, на части территории России – в Республике Крым. «Российские граждане, приобретающие продукцию западных компаний, не должны становиться заложниками политической конъюнктуры, - говорится на сайте организации, - В ином случае мы рискуем столкнуться с ситуацией, когда в один прекрасный момент западные компании, реализующие в России ежегодно товаров на сотни миллиардов рублей, вдруг откажутся их обслуживать, поставлять запасные части и пр. на всей территории РФ. Или разрешат продавать и ремонтировать их только в одном субъекте по своему выбору. Это причинит ущерб не только потребителям, но и российским компаниям, которые вкладывали свои средства в формирование системы розничной дистрибуции и сервисного обслуживания, создание рабочих мест». Подобные иски собираются подать не только к Apple, но и к других компаниям, поддержавшим байкот.

Без приложений, обновлений и гонораров

Санкции против Крыма коснулись не только простых пользователей, но и разработчиков, владельцев сайтов. Компания Google заранее предупредила о блокировке доступа к приложениям Google Play и сделала это 1 февраля, а вот Apple отказалась от крымчан неожиданно. Когда пользователь пытался скачать приложение из AppStore, он видел сообщение о том, что в его регионе покупки недоступны, со ссылкой на регламент Европейского совета и исполнительный приказ президента США. Крымчане тут же придумали, как обойти этот запрет: они стали менять в своем аккаунте города полуострова на другие российские города, убирать геопривязку в телефоне и осваивать VPN. Это помогало обойти блокировку. Google Play блокирует пользователей на основе IP-адреса и фактического местонахождения пользователя, обойти которые сложнее.

Apple разорвала сотрудничество с крымскими разработчиками и удалила их программы из магазина. Их уведомили о расторжении девелоперского соглашения. Разработчики должны были немедленно прекратить использовать инструментарий Apple и «уничтожить все сопутствующие материалы». Также им заблокировали доступ на девелоперский портал Apple. Многие разработчики выложили приложения вновь, но уже под новым аккаунтом, зарегистрированном в других российских городах и с указанием не крымской банковской карты. Но при этом, конечно, обнулились уже заработанные ими рейтинги в магазине.

Google прислал пользователям, которые, по их мнению, живут в Крыму, письма, в которых говорится, что в течение последних двух недель кто-то из этого домена подсоединялся к службам Google с этой территории и больше они не смогут этого делать. Под запрет попали сервисы Google Analytics, Google Play, Google Apps и Google AdSense. При этом Google отказался выплатить гонорары тем, кто размещал рекламный блок на своих сайтах. А вот платежная система PayPal, которая тоже отказалась обслуживать крымские города, обещала вернуть деньги жителям. Правда, в PayPal признали, что клиентов там у них почти нет.

Отказались от работы в Крыму Amazon, eBay, международная биржа фрилансеров oDesk, игровой сервис Steam, платежные системы Skrill и Payoneer, конструктор сайтов Wix. Но при этом никак не отреагировала, например, компания Microsoft, молчат Twitter, Facebook.

Один из проукраинских крымских ресурсов пишет о «вымирании крымской ИТ-сферы»:  технологические ограничения, мол, «создают ощущение морального дискомфорта и вполне могут стать последней каплей для тех, кто раздумывал над переездом с территории, которая становится все менее приспособленной для зарабатывания денег». Надо немного представлять жизнь в Крыму, чтобы понять, что технологические санкции на самом деле коснулись не такого количества жителей, как хотелось бы думать об этом некоторым СМИ.

Речь не столько о размере ущерба для крымчан, сколько о непредсказуемости пользования интернет-сервисами. В правилах крупных ресурсов, конечно, написано, что они могут удалить без уведомления данные или прекратить его обслуживать, но на деле такие прецеденты случаются не часто, и предупреждают заблаговременно. Стоит вспомнить, например, закрытие Google reader и рейтинга Яндекс.Блогов, о которых переживали пользователи. В случае с Google Play, AppStore, PayPal речь еще и о финансах, в том числе о невозможности получить свои вознаграждения за прошедшие месяцы из-за изменившейся политической конъюктуры.

Эксперты против санкций

Правозащитные организации Access, Electronic Frontier Foundation, Global Voices Advocacy и Open Technology Institute недавно попросили власти США вернуть крымчанам доступ к американским сервисам. Говорили не только о свободе информации (которая все-таки отличается от свободного пользования сервисами), но и о том, что американским организациям сложно применять ограничения по части территории, что они могут по ошибке заблокировать и пользователей за пределами Крыма.

По мнению российского РОЦИТа, ряд американских компаний грубо нарушают права  граждан Российской Федерации, проживающих в Крыму, а также юридических лиц, ведущих деятельность в Крымском федеральном округе. В РОЦИТе считают, что права пользователей Интернета должны быть равными для всех, «так как интернет – это глобальное пространство, в котором не приемлемы геополитические игры». Компании,  объявившие бойкот, ведут экономическую деятельность на территории Российской Федерации и получают от этой деятельности значительную финансовую выгоду,  и сейчас они грубо нарушают нормы  российской Конституции, осуществляют дискриминацию российских граждан, нарушают их материальные и не материальные права. 

Эксперты интернет-отрасли предлагали ввести ответные меры против американских интернет-компаний. В частности, рекомендовать госкорпорациям частично или полностью прекратить работать с такими компаниями. Депутаты предлагали, например, отозвать лицензию у PayPal.

Реформы связи

Крымчане пережили много сложностей в разных сферах жизни после присоединения к России: необходимость поменять паспорта, переоформить машины, квартиры. Почти сразу после присоединения заговорили о том, что в Крыму может появиться новый сотовый оператор. А уже в начале августа, когда на территории перестала работать украинская сотовая связь, министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров объявил о запуске в Крыму первой российской сотовой сети, которая позволит обеспечить качество и безопасность связи для жителей полуострова. Оказалось, что в течение последних месяцев в Крыму проходило интенсивное строительство новой инфраструктуры связи. Первым оператором стал Win mobile.

В начале февраля этого года в республике появились четыре базовые станции стандарта LTE (4G), которые установил сотовый оператор «К-телеком». Второго сотового оператора в Крыму ждут весной. Продолжится и развитие сетей связи стандарта 3G и LTE.

В Минкомсвязи говорят, что за прошедший год в Крыму улучшили условия для ведения бизнеса в сфере ИТ: девять ИТ-предприятий уже аккредитовались для получения государственной поддержки. Этим предприятиями теперь доступны пониженные тарифы страховых взносов, возможность в упрощенном порядке привлекать к трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов, право включать расходы на приобретение электронно-вычислительной техники в состав материальных расходов в размере полной стоимости такого имущества по мере ввода его в эксплуатацию.

Санкции против Крыма заставили российских деятелей заговорить о том, что в последние годы «Россия стала зависима от Запада, хотя у каждой страны есть свои национальные интересы». Вот один из недавних примеров: аналитики исследовали 9 тыс. ресурсов российских госучреждений и госкомпаний и выяснили, что треть из них находится на иностранных серверах — в основном в США и Германии. Всего, как показало исследование, зарубежным хостингом в нашей стране пользуются 1560 федеральных бюджетных учреждений, 1230 органов власти, 720 муниципальных учреждений и 350 предприятий, обладающих признаками стратегических. Было решено размещать сайты госструктур на территории России (закон начнет действовать 1 июля). Персональные данные, по новому законодательству, тоже теперь обязывают хранить на территории страны. И, видимо, это еще не все идеи, которые должны помочь избежать зарубежного влияния.

Когда стал понятен объем санкций, правительству поручили проработать список мер по импортозамещению в различных отраслях экономики. Тогда в цифровой сфере говорили только о возможном введении налога на софт для поддержки российских разработчиков, а ограничения, как теперь понятно, пришли, в основном, со стороны интернет-сервисов.

На этом фоне вспоминаются идеи, которые в последние годы, когда еще, образно говоря, ломились полки от зарубежного сыра, а iPhone в Крыму можно было купить легально, подвергались критике: о создании собственного поисковика (государственный поисковик «Спутник» запустили в мае прошлого года), почты (единую электронную почтовую систему обсуждали еще в 2012 году), платежной системы (уже создана) и других важных для россиян сервисов. Даже если многие не видят смысла в российском аналоге Google или PayPal, возможность выбора в будущем успокаивает. А вот что делать с недоверием к сервисам - непонятно. Хотя многие зарубежные ИТ-компании и подчеркивают важность для них российского рынка, пожелания властей, как выяснилось, могут быть для них важнее свободы слова и открытости Интернета.